ия: расстановка и ресурсы
Если вы уже прочли правила, то должны знать, как работает расстановка. Вы кладёте все карточки земли лицом вниз, затем кладёте лицом вниз все карточки моря, а также все порты, и перемешиваете каждую кучку отдельно. Затем вы собираете из карточек земли и окружаете его карточками моря и портов. И финальный штрих — вы переворачиваете все эти карточки и кладёте жетоны с цифрами на гексы земли. Давайте посмотрим на гексы поближе и подумаем, какую же стратегию здесь можно применить.
1. Типы земли. У вас есть по 4 гекса каждого типа, производящие овечью шерсть, и зерно, а также по 3 гекса руды и кирпича. Кроме того, есть , но она нас пока не интересует.
2. Гексы портов. У вас есть один для каждого ресурса. Порты позволяют вам менять ваши ресурсы соответствующего типа на любые другие по расценкам 2 к 1. Также у вас есть несколько универсальных портов, позволяющих менять любой ресурс на другой, но уже в соотношении 3 к 1.
3. Цифры. Каждый раз, когда вы бросаете игровые дайсы, числа на них складываются и заставляют все гексы с таким номером производить ресурсы. Получается, что вы можете получить числа 2 и 12 только одним способом, а остальные числа будут встречаться в два раза чаще. Исключение составляет цифра 7, поскольку, как вы знаете, когда выпадает семёрка, случается нечто очень плохое. Так как семёрка — особое число, это означает, что лучшими бросками на игровом столе будут цифры 6 и 8.
Вначале вы можете поставить на игровое поле только два поселения, так что вам нужно будет выбрать для них местечко получше. Вот несколько стратегий, которые могут помочь вам (но 100% результат всё же не гарантируют).
1. Посмотрите на поле и обратите внимание, как много игроков составляет вам компанию за столом. Если вы ходите первым и играете ещё с двумя игроками, постарайтесь сразу же занять самое «хорошее» местечко, которое обязательно займут остальные игроки, ходящие после вас. Каковы критерии «хороших» мест я расскажу ниже.
2. Если вы ходите третьим, а играете втроём, это означает, что вы можете расположить два поселения в ряд. Используйте это для получения преимущества. Расположите второе поселение в месте, где больше всего нужных вам ресурсов. Если двух хороших мест вы уже не нашли, либо если одно из них вам не нравится, то посмотрите, каких ресурсов не хватает другим игрокам, и поставьте своё второе поселение так, чтобы присвоить себе именно эти типы ресурсов.
3. Постарайтесь не размещать поселение на гексах портов или моря. Это будет означать, что у вашего поселения будет всего две выигрышные цифры, а может быть и одна. Следуйте этому совету, но не забывайте и про порты. Если вы окажетесь в близости от порта 2 к 1 и точно будете знать, что он вам пригодится, тогда не пропустите построить поселение вблизи порта, чтобы воспользоваться им.
Подводим итоги:
«Хорошее» место включает следующие особенности. Оно имеет числа 6 или 8, 9 или 5, и 4 или 10, за исключением редкого случая, когда 6 и 8 сочетаются с 5 И 9. Будет приятно, однако не обязательно, если в этой точке будет три разных ресурса. 3 и 11 — хуже, чем 4 и 10, однако этот недостаток перекрывается наличием трёх разных ресурсов. Если ходите первым, выбирайте место под поселение на свой вкус, однако прежде посмотрите, где расположены порты с ценами 2 к 1 и какие из них, возможно, будут вам полезны в будущем.
«Следущее после хорошего» место имеет числа 9 и 5 и, возможно, 4 или 10.
Как правило, обычно вы хотите получить как можно больше ресурсов всех пяти типов, так что, если вы можете заполучить все виды ресурсов с помощью двух ваших поселений, то всё ок. Если вы построите два поселения в ряд, значит всё хорошо и можно будет двигаться дальше.
1. Очень важна реакция ваших оппонентов. Найдите какой-нибудь способ влиять на них. Если один из игроков покупает две карты, вам нужно поторопиться и купить три. Всегда представляйте, что их карты — рыцари. Если у вас на руке есть три рыцаря, начните разыгрывать их. И не надо никого стесняться. В это время полезно было бы воспользоваться услугами порта с расценками 2 к 1. Гребите ресурсы лопатой! Получайте их откуда только сможете. Бросайте все яйца в одну корзину, если начинаете проигрывать. Таким образом, если на кубиках выпадают ваши числа, у вас есть реальный шанс успеть раньше всех. Но если вы и ваши оппонетны идёте ноздря в ноздрю, то каждый ход может стать для вас поражением.
2. Будьте находчивы. Рассмотрим такую ситуацию. Вы хотите купить город. У вас есть одно зерно и две руды. У вас есть много карт и четыре шерсти, которой вы можете торговать. У вас стоит по городу на гексе зерна с цифрой 6 и гексе руды с цифрой 8. Какой ресурс вы купите? Конечно, зерно! Теперь, если мы выкинем на кубиках 8, то сможем построить город. Если вы купите руду и выкинете 6, вам всё ещё не будет хватать руды, зато ненужного зерна будут полные закрома.
3. Делайте приобретения, когда есть . Это особенно полезно для набора карт. Постоянно покупайте что-нибудь, если можете, за исключением… дорог. Не стройте магистрали, если только вам это зачем-то не понадобилось (особенно, если у вас есть порт с кирпичом или с деревом).
Конец игры. Победная стратегия
Итак, игра уже в самом разгаре и близится к завершению с нарастающей скоростью. Каждое поселение или город, построенные вами, даются всё легче и легче, так как у вас стало больше ресурсов и (или) больше вариантов победных бросков. ия такова — не позволяйте своим оппонентам узнать, что вы близки к победе. Иначе они приложат все усилия, лишь бы остановить вас. Вот кое-какие советы вам в помощь:
1. Если я в одной или двух дорогах от самой длинной дороги и имею 7 или меньше победных очков (это означает, что я всё равно не выиграю, если даже дострою сейчас дорогу), то я не буду её строить. Если я сделаю это, то у меня будет 9 победных очков и повышенное внимание моих оппонентов. Лучше я построю поселение в конце этой дороги. За поселение я точно получу победное очко, которое никто у меня не заберёт. А вот самую длинную дорогу могут переплюнуть мои оппоненты. Лучше всего построить её, имея на руках 9 или 10 очков.
2. Карты развития — это всегда хорошо. Если вы следовали моей стратегии для середины игры, то, вероятно, у вас есть на руках карты. Как и в случае с дорогами, старайтесь держаться на расстоянии одного рыцаря от самой большой армии, однако, конечно же, вы должны иметь выигрышного рыцаря на руке. Придерживайтесь своих обычных планов, пока не наберёте 8 победных очков.
3. Победить с помощью карт развития было бы довольно неплохо, потому как противник о них не знает. Ваши оппоненты не могут видеть, как много победных очков у вас есть на самом деле. Всегда полезно иметь одну-две карты такого типа в руке. Конечно, вам не следует разыгрывать их, пока победа не станет близка.
Настольная игра
Кол-во игроков
От 3 до 6
Время партии
От 60 минут
Сложность игры
Средняя
Колонизаторы - стратегическая настольная игра, созданная германским игроделом Клаусом Тойбером и выпущенная в 1995 году в Германии. Обладательница таких престижных игровых премий как: Spiel des Jahres (1995), Deutscher Spiele Preis (1995), Origins Awards (1996). Базовая версия предназначена для игры в 3-4 игрока, но имеется возможность расширить количество возможных участников до 6 с помощью расширенного издания “Колонизаторы: Расширение для 5-6 игроков”.
Карта состоит из секторов-шестигранников. Игроку даётся возможность самостоятельно создать ландшафт карты. Это повышает как разнообразие игрового процесса, так и количество возможных стратегий развития.
Игрой предлагается шесть сценариев для игры, которые внесут разнообразие классический процесс игры, задавая необычные условия, как процесса игры, так и победы.
Имеет следующие дополнения, как к базовому набору игры, так и к её расширенной версии:
Имеет вариации игры:
А также ещё целый ряд независимых вариаций, приспособленный для определённых групп людей (для религиозно верующих – «Колонизаторы Ханаана», «Колонизаторы Зарахельма» («Книга Мормона»)), «Катан в космосе», «Завоевание Римской империи» и другие
Вначале все игроки, начиная с первого, по очередности выставляют на карту острова по одному поселению и одной примыкающей дороге. Последний игрок поочерёдно выставляет две пары “поселение-дорога”. Далее, против часовой стрелки остальными игроками также ставятся ещё по одному поселению и дороге. От каждого второго поселения игрок получает по карточке каждого ресурса, местность с которым примыкает к данному поселению.
Сбор сырья. Первым действием каждого игрока является выбрасывание двух кубиков. Сумма выпавших очков указывает на местности с данным номером на жетоне. От этих местностей все игроки, чьи поселения построены на этой же территории, получают по одной карточке, а за город – две карточки соответствующих ресурсов (если в колоде этого ресурса закончились карточки, то игроку не достаются ресурсы). Ресурсы также не достаются игрокам в случае активности Разбойников.
Если игрок выбросил число 7, то в игру вступают Разбойники.
У соперника, имеющего поселение или же город, граничащий с местом расположения Разбойников, не глядя забирается одна карточка ресурса.
Также если выпадает на кубиках выпадает число местности, на которой располагаются Разбойники, то игроки, граничащие с этим шестигранником не получают ресурсов с этой местности.
При выпадении числа с номером, соответствующий данной местности, все игроки, чьи граничащие города и поселения делают Открытия (поселение = 1 открытие, город = 2). Отдельных фишек для Открытий нет, поэтому по договорённости в роли них выступают любые мелкие предметы.
Роль Открытий заключается в замене недостающего ресурса при торговле. За один раз можно использовать до 3 Открытий.
На открытия не действуют карточки Развития. Они также не могут быть украдены Разбойниками.
Также у игрока на руках должна быть фишка соответствующая планируемой постройки.
v Местоположение на карте, подходящее под условия для возведения конкретного объекта.
Для каждой постройки карточка местности должна удовлетворять следующим требованиям:
Торговля. Следующее, что может сделать игрок, это торговля. Торговля представляет собой обмен ресурсами или же покупку карточек Развития.
Ресурсы. Игрок имеет несколько путей для обмена. Для каждого имеются свои курсы обмена.
Предложение торговли, помимо ходящего игрока, могут делать все остальные игроки, но только играющему на данный момент участнику. Сам же игрок во время хода может торговать со всеми.
Карточки Развития. Покупаются по фиксированной цене: «Шерсть» + «Зерно» + «Руда». Ограничения в количестве отсутствует. Покупаются вслепую (колода с карточками развития расположена рубашкой вверх). Использовать можно лишь по одной карточке за ход (за исключением карточек «Победных очков»). После использования карточки сохраняются у игрока до окончания игры.
Типы карточек, которые могут выпасть:
После использования «Рыцаря», карточка с ним сохраняется у игрока. После собрания набора из трёх «Рыцарей» игрок получает особую карточку «Самая крупная армия», которая присуждает 2 победных очка. Она сохраняется у игрока до момента, пока кто-либо другой не соберёт большую армию.
После набора одним из игроков 10 очко игра прекращается.
Очки начисляются за следующие достижения.
Вам будет проще сойтись с игрой, если в первых партиях поле будет соответствовать схеме с первой страницы этих правил. Соберите «морскую» рамку из шести деталей, затем заполните ее шестиугольными плитками - гексами. Поверх каждого гекса положите жетон с номером Особое внимание уделите размещению гаваней.
Возьмите карту цены построек. Выберите цвет фишек; возьмите 5 поселений, 4 города и 15 дорог одного цвета, сложите их перед собой, а на поле разместите 2 дороги и 2 поселения. То же делают все ваши соперники.
При игре втроем красные фишки не используются.
Сложите рядом с полем кубики и особые карты «Самый длинный тракт» и «Самое большое войско».
Разделите на пять колод карты сырья и разместите их рядом с полем. Карты должны лежать рубашкой вверх.
Наконец, получите первые доходы. Поселение каждого игрока, отмеченное звездой на схеме, приносит карты сырья: все гексы, граничащие с таким поселением, дают хозяину по одной карте сырья в соответствии с их ландшафтом.
Полученные карты сырья забирайте на руку и не показывайте соперникам.
Партию начинает старший игрок. В свой ход вы в указанном порядке осуществляете обязательные и произвольные действия:
ВАЖНО: на любом этапе своего хода (даже перед сбором сырья) можете сыграть одну из своих карт развития.
Завершив строительство, передайте ход соседу слева: он продолжит игру своим первым действием.
Каждый ваш ход начинается с броска двух кубиков. Сложите выпавшие на них результаты: гексы под полученным номером приносят всем жителям острова урожай, доход и пользу!
Если ваше поселение стоит на перекрестке, смежном с гексом под выпавшим номером, возьмите за него одну карту. Если в таком месте стоит город, за него вам причитаются две карты сырья. Помните, что вы получаете сырье за все ваши поселения и города на границах «доходного» шестиугольника.
Собрав сырье, вы обнаружили излишки одного вида и нехватку другого. Как поправить дело? Торгуйте! Есть два вида торговли.
Вы вправе выставить на торг любые карты сырья. Сообщите соперникам, в чем вы нуждаетесь и что предлагаете. Они могут выступить со своими предложениями. Постарайтесь выторговать наиболее выгодные условия сделки.
ВАЖНО: в ваш ход соперники не могут торговать ни с кем, кроме вас. Сделки между собой без вашего участия им запрещены.
Настольная игра , предоставляющая 3-4 игрокам возможность совместно заселить затерянный на просторах океана остров, одна из самых известных в мире евроигр, и одна из самых замечательных игрушек для всей семьи.
Относительно недолгие партии, несложные правила, простой, приятный и миролюбивый игровой процесс — все эти слагаемые сделали игру одной из лучших настолок в мире. И, как это обычно бывает с успешными настольными проектами, в данном случае не обошлось без дополнений, число которых давно перевалило за десяток.
В этой статье мы рассмотрим игры серии, доступные на российском рынке, расскажем о том, что включает в себя то или иное дополнение, а также дадим некоторые рекомендации по их приобретению.
Количество игроков: 3-6
Дополнение 1996 года выпуска, позволяющее сыграть в «Колонизаторов» впятером или вшестером. Содержит набор игровых компонентов, позволяющих создать достаточно просторный для шестерых игроков остров, дополнительные фишки для 5-го и 6-го игроков, а также дополнительные карточки ресурсов.
Правила оригинальных «Колонизаторов» остаются без изменений за одним исключением — теперь перед началом каждого хода любой игрок может потратить свои ресурсы на строительство.
Компоненты американского издания дополнения
Состав дополнения:
Для игры требуется: базовая игра .
Стоит ли покупать? Стоит, если помимо обычных «Колонизаторов»
Количество игроков: 3-4
Это дополнение выпущено в 1997 году, через три года после издания оригинальных «Колонизаторов» (в Германии игра появилась в 1994 году). Если в базовой версии всё действие разворачивалось исключительно на острове Катан, то теперь поселенцы выходят за его пределы.
«Мореходы» предоставляют возможность строить не только дороги, поселения и города, но и корабли, при помощи которых можно добраться до новых земель и конечно же их колонизировать. Правила игры незначительно меняются, в игре появляются фишки кораблей, пиратский корабль, а также новый гекс местности — золотоносная река.
Также дополнение включает в себя 8 сценариев, где описывается стартовая раскладка местности. В зависимости от сценария определяется количество островов в игре, а также применение дополнительных правил.
Состав дополнения:
Для игры требуется: базовая игра .
Стоит ли покупать? Стоит, если помимо обычных «Колонизаторов» вам хочется чего-то большего, но не слишком сложного.
Количество игроков: 3-6
Продолжительность партии: 2 часа
На дворе 1999 год. Выходит дополнение, позволяющее колонизаторам бороздить моря впятером или вшестером. Никаких новых правил, только набор компонентов, позволяющих увеличить масштаб острова, сделав его подходящим для большего количества игроков. И ещё десяток новых сценариев для отважных мореходов.
Состав дополнения:
Для игры требуются:
Стоит ли покупать? Стоит, если помимо обычных «Колонизаторов» вам хочется чего-то большего, но не слишком сложного.
Количество игроков: 2-4
Дополнение «Купцы и варвары» , изданное в 2007 году, предлагает нам пять новых игровых сценариев и четыре модульных варианта правил. Новые сценарии знакомят игроков с совершенно новыми концепциями игры. Вместо пустыни на острове теперь может возникнуть озеро, где можно ловить рыбу, по землям поселенцев потекут реки, из пустыни пойдут караваны, плодородные земли подвергнутся нашествию варваров, а купцы будут сообща восстанавливать замок короля.
Первые два сценария достаточно просты, изменения в правилах игры практически незаметны, а вот игра с варварами и замком значительно отличается от базы. Варвары прибывают на остров и оккупируют гексы, из-за чего те перестают приносить ресурсы, пока игроки не прогонят захватчиков своими рыцарями. А сценарий про замок так вообще превращает «Колонизаторов» в логистическую игру, где нужно перевозить ресурсы из точки А в точку Б.
Карты дополнения
Модульные правила подходят практически для любого сценария и могут таже использоваться и без них. Тут и новые правила для разбойника, и дополнительная карта «Хозяин гавани», приносящая 2 победных очка подобно «Самой длинной дороге» и «Самой большой армии», и колода карт с цифрами от 2 до 12, заменяющая собой кубики и приближающая вероятность производства ресурсов к математической, и вариант игры для двоих.
Состав дополнения:
Для игры требуется: базовая игра .
Стоит ли покупать? Если вам нравятся — безусловно.
Внимание! дополнения и исправления .
Количество игроков: 2-6
Продолжительность партии: 1,5 часа
Через год после выхода «Купцов и рыцарей» , в 2008 году, было издано ожидаемое расширение, позволяющее играть в «Купцов» большим количеством участников. Как и другие подобные дополнения, «Купцы и рыцари для 5-6 игроков» состоят из наборов дополнительных компонентов.
Состав дополнения:
Рыбаки Катана
Катанские реки
Караванный путь
Нашествие варваров
Купцы и варвары
Для игры требуются:
Стоит ли покупать? Если вам нравятся и есть желание поиграть в это дополнение впятером или вшестером.
Количество игроков: 3-4
Продолжительность партии: 1,5 часа
Спустя четыре года после выпуска «Колонизаторов» , в 1998 году, было выпущено дополнение «Города и рыцари» . По словам автора игры Клауса Тойбера именно в таком виде были задуманы изначально, но затем он отказался от некоторых правил и выпустил упрощённую версию игры, которая и известна нам под названием .
«Города и рыцари» добавляют в игру сразу несколько новых слоёв, делая её глубже, сложнее и интереснее. Теперь нужно не только строить города на острове, но и развивать их. Рыцари теперь присутствуют в игре в виде фишек, перемещающихся по игровому полю, а не в виде карт развития, как это было раньше. В игре появляются три новых вида ресурсов, именуемых товарами, вводится новая колода карт развития, а также появляется угроза в виде нашествия варваров.
Все эти новшества достаточно сильно преображают «Колонизаторов» . От былого мирного сосуществования на острове не остаётся и следа. Теперь игроки могут прогонять своими рыцарями чужие войска, а варвары способны разрушать построенные на острове города. Игроки также могут построить столицу и получить особые бонусы. Это дополнение содержит достаточно много новых правил, но даже с ним всё ещё остаются игрой, подходящей для всей семьи.
Состав дополнения:
Для игры требуется: базовая игра .
При желании в «Города и рыцари» можно играть вместе с дополнением «Мореходы» .
Стоит ли покупать? Если вы уверены, что способны освоить более сложную версию «Колонизаторов» .
Внимание! В русской версии правил встречаются опечатки. Обязательно скачайте опубликованные в интернете дополнения и исправления .
Количество игроков: 3-6
Продолжительность партии: 2 часа
В 2000 году появилась возможность сыграть в «Города и рыцари» вшестером — появилось соответствующее дополнение, состоящее из набора необходимых компонентов. Говорят, что это не очень удачное дополнение, так как «Города и рыцари» достаточно сложны сами по себе, а уж если засесть за них вшестером, так игра становится слишком долгой и слишком медленной.
Состав дополнения:
Для игры требуются:
Стоит ли покупать? Только если вы хорошо знакомы с дополнением и очень хотите поиграть в это дополнение впятером или вшестером.
Количество игроков: 2-4
Продолжительность партии: 1 час
— это специальная детская версия «Колонизаторов» 2007 года издания. Если базовая игра официально была рассчитана на детей от 10 лет, то «Джуниор» предназначена для тех, кому только-только исполнилось 6. В отличие от обычных «Колонизаторов» в версию Junior можно играть и вдвоём.
В этой версии игры никаких колонизаторов больше нет, а привлекательности ради их заменили пираты. Правила игры подверглись упрощению. Никаких городов здесь больше нет, строить нужно только пиратские лагеря. На смену дорогам пришли пиратские корабли. Исчезло ограничение по расстоянию и «лагеря» можно возводить на соседних углах гекса. Вместо двух кубиков в начале хода кидается только один. Игра идёт до тех пор, пока кто-нибудь не построит 7 лагерей-поселений.
Общие черты «Колонизаторов» , конечно, остались неизменными, но в целом игра стала намного проще и доступнее.
Состав игры:
Стоит ли покупать? Если есть желание познакомить с «Колонизаторами» маленьких детей.
Не требуется.
Количество игроков: 1-4
Продолжительность партии: 15 минут
В 2007 году появился ещё один вариант «Колонизаторов» — игра на кубиках. Цель игры осталась неизменной, мы по-прежнему развиваем свои поселения на острове, но делается это теперь без игрового поля и фишек. Всё, что есть в распоряжении игрока — горсть кубиков, да специальный листок, на котором отмечаются все достижения: ресурсы, дороги, города и поселения.
Состав игры:
Стоит ли покупать? Если вы переиграли уже во все дополнения и хочется опробовать ещё одну, пусть даже более лёгкую версию «Колонизаторов» , или если хочется поиграть в «Колонизаторов» в путешествиях.
— это самостоятельная игра. Чтобы играть в неё, никаких других наборов из серии не требуется.
Все любители Колонизаторов знают, что коробки у них всегда очень внушительные: много картона, много классных компонентов, фишек, фигурок. А иногда хочется поиграть в Колонизаторов «на коленке»: в школе, в институте, на даче, в поезде, просто на пикнике. Для таких случаев создана карточная версия игры. Коробка в несколько раз меньше, а внутри только карты! Причём, если защитить их протекторами, можно брать их с собой даже без коробки.
Чтобы победить, нужно настроить много зданий, дорог и поселений, для чего предстоит накапливать карты разного сырья. Всю эту роскошь можно и захватывать, да ещё и переманивать в себе чужих подданных. Победителем станет первый, кто соберёт 10 очков.
Почти всё, что есть в большой игре, осталось и в карточной. Чтобы построить здание, нужно отдать 3 карты шерсти и одну карту руды. Как их достать? Посмотрите на рынке, у противников, в стопке сырья. Из нового в этой версии — карта Судьбы. На ней есть стрелки, которые указывают, у кого именно вы будете воровать дорогу или рыцаря, когда не окажется подходящих свободных карт. Специально для России добавлена карта собора, на которой изображён Храм Василия Блаженного на Красной площади.
Так что игру можно дарить не только тем, кто уже давно играет в мир Катана, но и тем, кто ещё ни разу не пробовал.