Ладья (в северных говорах ло́дья), дубас - славянское и русское (поморское) парусно-весельное морское и речное , предназначенное для гражданских и военных целей. Судно было приспособлено для дальних плаваний.
Ладья происходит от слова ладить (строить) корабль (судно). Именно от слова ло́дья произошло современное слово «лодка» (маленькая ло́дья). Также это название применяется к подобным по конструкции судам древних египтян.
В морском словаре К. И. Самойлова указывается, что лодья - всякое речное судно, особенно больших размеров, в противоположность мелким судам, которые назывались межеумками.
Ладья широко использовалась в Киевской Руси. На ладьях варяги совершали военные походы или просто грабительские набеги на Византию. При преодолении естественных или искусственных препятствий, недоступных для судоходства, ладьи тащились волоком.
У викингов лодьи были с симметричным носом и кормой длиной до 40 метров и большим числом гребцов-воинов.
Использовали ладьи и в Булгарии.
Развитие морской торговли в России, в XIII - XIV веках, привело к модернизации и значительному увеличению размеров судов в: длину до 25 метров, в ширину до 8 метров. Соответственно увеличилась и грузоподъёмность до 200 тонн. Такие суда имели до трёх мачт, с прямым парусным вооружением на первых двух и гафельным на последней мачте, общая площадь парусов была до 500 квадратных метров.
Также северные (поморские) мореходные трёхмачтовые лодьи могли взять до 20 тонн груза (в начале XVI века - до 300 тонн), и имели скорость до 13 километров в час. На торговых лодьях поморы ходили торговать в Англию, на Грумант, в Мангазею и в государства Скандинавии.
В морском словаре К. И. Самойлова указывается, что лодья - грузовое парусное палубное судно, имела грузоподъемность 15 - 30 тонн, осадку кормы 1,2 - 2,7 метров (4 - 9 футов).
Материал из Википедии - свободной энциклопедии
Ладья | |
---|---|
Лодья | |
Класс и тип судна | Ладья |
Основные характеристики | |
Длина по верхней палубе | около 25 метров |
Ширина по мидельшпангоуту | около 8 метров |
Высота | 3 метра |
Экипаж | от 40 до 60 человек |
Вооружение | |
Общее число орудий | Нет |
Ладья (в северных говорах ло́дья ), дубас - славянское и русское (поморское) парусно-вёсельное морское и речное судно , предназначенное для гражданских и военных целей .
Судно было приспособлено для дальних плаваний. Ладья́ происходит от слова ладить (строить) корабль (судно). Именно от слова ло́дья произошло современное слово «лодка» (маленькая ло́дья ). Также это название применяется к подобным по конструкции судам древних египтян . Историки сходятся во мнении, что сам термин «лодья» является исконно славянским. Древними вендами (венедами) еще в VIII веке использовался термин lodja. Аналогичны ему термины: в Германии (Люнебург) - lida (ляда), в Чехии - lodie, в Польше - łódź, в Эстонии - lodja. В морском словаре К. И. Самойлова указывается, что лодья - всякое речное судно, особенно больших размеров, в противоположность мелким судам, которые назывались межеумками. В Русской Правде 1282 года перечислены лодья , морская лодья , набойная лодья , чёлн и струг . В Древней Руси большую плоскодонную ладью с парусом и вёслами называли «ушкуй » . Развалистую печорскую ладью называли «брусянка » . Промышленное строительство лодей на территории России прекращено в начале XVIII века .
Наиболее ранние свидетельства использования в Древней Руси клинкерных дощатых судов ладейного типа прослеживаются с IX века по находкам в Старой Ладоге досок судовой обшивки, железных заклёпок и Т-образной стойки судового навеса (подобные стойки использовались на судах викингов, в частности, на судне из Гокстада). С Х века находки ладейных заклёпок широко известны на многих раннегородских и торгово-ремесленных центрах Древней Руси (Новгород, Гнездово, Киев и др.) .
Русская Правда, 131 (1282 г. ~ XII в.).
Ладья широко использовалась в Древней Руси . На ладьях лишённые наследства дети князей и их товарищи (варяги) совершали военные походы или просто грабительские набеги на Византию . При преодолении естественных или искусственных препятствий, недоступных для судоходства , ладьи тащились волоком . Древнерусское государство уже в IX веке обладало большим флотом , состоящим минимум из 200 ладей , что доказывается успешным морским походом на Константинополь в 860 , а также походом князей Аскольда и Дира 862 года. Однако флот имел двойное назначение в:
Это было возможно благодаря отсутствию на ранних русских кораблях специфических военных приспособлений. Основной тактикой тогдашнего русского флота был абордаж . Один византийский дромон , как правило, захватывался (абордировался) двумя - тремя лодьями. Также использовался приём прохода вдоль борта вражеского корабля с целью поломки его вёсел и лишения хода. В качестве средств борьбы с вражескими кораблями также использовались ручные тараны. В схватках одиночных кораблей ладьи , имевшие меньшие габариты, сворачивали паруса и до сумерек старались держаться со стороны солнца на срезе горизонта. С наступлением сумерек ладьи устремлялись к противнику и заставали врасплох.
В результате феодальной раздробленности, а затем ордынского нашествия , в результате которого Древняя Русь становится вассалом Монгольской империи, даже нерегулярные морская сила у древнерусских княжеств отсутствуют. Единственным возможным исключением была Новгородская земля , имеющая выход к Балтийскому и Белому морям. Для противодействия экспансии шведов, новгородцы строили корабли, участвовавшие в операциях (например, при освобождении новгородско-псковскими войском крепости Орешек в 1349 году). У викингов ладьи были с симметричным носом и кормой длиной до 40 метров и большим числом гребцов-воинов . Использовали ладьи и в Булгарии .
Развитие морской торговли в России, в XIII - XIV веках , привело к модернизации и значительному увеличению размеров судов в: длину до 25 метров, в ширину до 8 метров. Соответственно увеличилась и грузоподъёмность до 200 тонн. Такие суда имели до трёх мачт, с прямым парусным вооружением на первых двух и гафельным на последней мачте, общая площадь парусов была до 500 квадратных метров .
«плывя по ветру, все лодьи опережали нас. Впрочем, согласно своему обещанию Гавриил и его друг часто приспускали свои паруса и поджидали нас»
Также северные (поморские) мореходные трёхмачтовые лодьи могли взять до 20 тонн груза (в начале XVI века - до 300 тонн ), и имели скорость до 13 километров в час . На торговых лодьях поморы ходили торговать в Англию , на Грумант , в Мангазею и в государства Скандинавии .
На вооружении некоторых лодий находились тараны , метательные машины, позднее с одною или двумя пушками , другие брали десант до 60 человек из числа рати .
В морском словаре К. И. Самойлова указывается, что лодья - грузовое парусное палубное судно, имела грузоподъемность 15 - 30 тонн, осадку кормы 1,2 - 2,7 метров (4 - 9 футов).
Вот как представляет себе строительство ладей, в середине XI века, современный писатель:
И бечевой заработок , доступный, легкий: пара лошадей тащит вверх тяжелогруженую лодью, и всего-то нужен для такого дела один паренек лет двенадцати. ... Они же торгуют новыми лодьями. Старинные лодейщики умеют дерево выбрать, бревно выдержать, обводы распарить и выгнуть, собрать лодью, засмолить, и будет она служить тебе до твоей старости. Строят они и другие лодьи, грубо сколоченные из толстых досок и бревен, пригодные плыть только вниз, на одно плаванье. Такие совсем дешевы, и служат они тем купцам, которые спускаются в степные места, где, распродав товар, продадут и лодью для поделок, на топливо. Князю с дружинниками покупать-продавать было нечего, менять свои лодьи они не собирались.
Принимала на борт от 40 до 60 человек .
|
В данной статье или разделе имеется или внешних ссылок , но источники отдельных утверждений остаются неясными из-за отсутствия сносок .
Утверждения, не , могут быть поставлены под сомнение и удалены. Вы можете улучшить статью, внеся более точные указания на источники. |
В то время как такие разговоры происходили в приемной и в княжниной комнатах, карета с Пьером (за которым было послано) и с Анной Михайловной (которая нашла нужным ехать с ним) въезжала во двор графа Безухого. Когда колеса кареты мягко зазвучали по соломе, настланной под окнами, Анна Михайловна, обратившись к своему спутнику с утешительными словами, убедилась в том, что он спит в углу кареты, и разбудила его. Очнувшись, Пьер за Анною Михайловной вышел из кареты и тут только подумал о том свидании с умирающим отцом, которое его ожидало. Он заметил, что они подъехали не к парадному, а к заднему подъезду. В то время как он сходил с подножки, два человека в мещанской одежде торопливо отбежали от подъезда в тень стены. Приостановившись, Пьер разглядел в тени дома с обеих сторон еще несколько таких же людей. Но ни Анна Михайловна, ни лакей, ни кучер, которые не могли не видеть этих людей, не обратили на них внимания. Стало быть, это так нужно, решил сам с собой Пьер и прошел за Анною Михайловной. Анна Михайловна поспешными шагами шла вверх по слабо освещенной узкой каменной лестнице, подзывая отстававшего за ней Пьера, который, хотя и не понимал, для чего ему надо было вообще итти к графу, и еще меньше, зачем ему надо было итти по задней лестнице, но, судя по уверенности и поспешности Анны Михайловны, решил про себя, что это было необходимо нужно. На половине лестницы чуть не сбили их с ног какие то люди с ведрами, которые, стуча сапогами, сбегали им навстречу. Люди эти прижались к стене, чтобы пропустить Пьера с Анной Михайловной, и не показали ни малейшего удивления при виде их.
Ладья | |
---|---|
Лодья | |
Ладьи на картине Н. К. Рериха «Варяжские гости». |
|
Служба | |
Класс и тип судна | Ладья |
Основные характеристики | |
Длина по верхней палубе | около 25 метров |
Ширина по мидельшпангоуту | около 8 метров |
Высота | 3 метра |
Экипаж | от 40 до 60 человек |
Вооружение | |
Общее число орудий | Нет |
Судно было приспособлено для дальних плаваний. От слова ло́дья произошло современное слово «лодка» (маленькая ло́дья ). Также это название применяется к другим подобным по конструкции судам (древних египтян , викингов и др.). Историки сходятся во мнении, что сам термин «лодья» является исконно славянским. Древними вендами (венедами) ещё в VIII веке использовался термин lodja. Аналогичны ему термины: в Германии (Люнебург) - lida (ляда), в Чехии - lodie, в Польше - łódź, в Эстонии - lodja. В морском словаре К. И. Самойлова указывается, что лодья - всякое речное судно, особенно больших размеров, в противоположность мелким судам, которые назывались межеумками. В Русской Правде в списке 1282 года перечислены лодья , морская лодья , набойная лодья , чёлн и струг . В Древней Руси большую плоскодонную ладью с парусом и вёслами называли «ушкуй » . Развалистую печорскую ладью называли «брусянка » . Промышленное строительство лодей на территории России прекращено в начале XVIII века .
Наиболее ранние свидетельства использования в Древней Руси клинкерных дощатых судов ладейного типа прослеживаются с IX века по находкам в Старой Ладоге досок судовой обшивки, железных заклёпок и Т-образной стойки судового навеса (подобные стойки использовались на судах викингов, в частности, на судне из Гокстада). С X века находки ладейных заклёпок широко известны на многих раннегородских и торгово-ремесленных центрах Древней Руси (Новгород, Гнездово, Киев и др.) .
Ладья широко использовалась в Древней Руси . На ладьях лишённые наследства дети князей и их товарищи (варяги) совершали военные походы или просто грабительские набеги на Византию . При преодолении естественных или искусственных препятствий, недоступных для судоходства , ладьи тащились волоком . Древнерусское государство уже в IX веке обладало большим флотом , состоящим минимум из 200 ладей , что доказывается успешным морским походом на Константинополь в 860 , а также походом князей Аскольда и Дира 862 года. Однако флот имел двойное назначение:
Это было возможно благодаря отсутствию на ранних русских кораблях специфических военных приспособлений. Основной тактикой тогдашнего русского флота был абордаж . Один византийский дромон , как правило, захватывался (абордировался) двумя - тремя лодьями. Также использовался приём прохода вдоль борта вражеского корабля с целью поломки его вёсел и лишения хода. В качестве средств борьбы с вражескими кораблями также использовались ручные тараны. В схватках одиночных кораблей ладьи , имевшие меньшие габариты, сворачивали паруса и до сумерек старались держаться со стороны солнца на срезе горизонта. С наступлением сумерек ладьи устремлялись к противнику и заставали врасплох.
В результате феодальной раздробленности, а затем ордынского нашествия , в результате которого Древняя Русь становится вассалом Монгольской империи, даже нерегулярные морские силы у древнерусских княжеств отсутствуют. Единственным возможным исключением была Новгородская земля , имеющая выход к Балтийскому и Белому морям. Для противодействия экспансии шведов, новгородцы строили корабли, участвовавшие в операциях (например, при освобождении новгородско-псковскими войском крепости Орешек в 1349 году). У викингов ладьи были с симметричным носом и кормой длиной до 40 метров и большим числом гребцов-воинов . Использовали ладьи и в Булгарии .
Развитие морской торговли в России, в XIII - XIV веках , привело к модернизации и значительному увеличению размеров судов в: длину до 25 метров, в ширину до 8 метров. Соответственно увеличилась и грузоподъёмность до 200 тонн. Такие суда имели до трёх мачт, с прямым парусным вооружением на первых двух и гафельным на последней мачте, общая площадь парусов была до 500 квадратных метров .
«плывя по ветру, все лодьи опережали нас. Впрочем, согласно своему обещанию Гавриил и его друг часто приспускали свои паруса и поджидали нас»
Также северные (поморские) мореходные трёхмачтовые лодьи могли взять до 20 тонн груза (в начале XVI века - до 300 тонн ), и имели скорость до 13 километров в час . На торговых лодьях поморы ходили торговать в Англию , на Грумант , в Мангазею и в государства Скандинавии .
На вооружении некоторых лодий находились тараны , метательные машины, позднее с одною или двумя пушками , другие брали десант до 60 человек из числа рати .
В морском словаре К. И. Самойлова указывается, что лодья - грузовое парусное палубное судно, имела грузоподъемность 15 - 30 тонн, осадку кормы 1,2 - 2,7 метров (4 - 9 футов).
Вот как представляет себе строительство ладей, в середине XI века, современный писатель:
Принимала на борт от 40 до 60 человек .
«Варяжские гости».
Ладья (в северных говорах ло́дья ), дубас - славянское и русское (поморское) парусно-вёсельное морское и речное судно , предназначенное для гражданских и военных целей .
Судно было приспособлено для дальних плаваний. От слова ло́дья произошло современное слово «лодка» (маленькая ло́дья ). Также это название применяется к другим подобным по конструкции судам (древних египтян , викингов и др.). Историки сходятся во мнении, что сам термин «лодья» является исконно славянским. Древними вендами (венедами) ещё в VIII веке использовался термин lodja. Аналогичны ему термины: в Германии (Люнебург) - lida (ляда), в Чехии - lodie, в Польше - łódź, в Эстонии - lodja. В морском словаре К. И. Самойлова указывается, что лодья - всякое речное судно, особенно больших размеров, в противоположность мелким судам, которые назывались межеумками. В Русской Правде в списке 1282 года перечислены лодья , морская лодья , набойная лодья , чёлн и струг . В Древней Руси большую плоскодонную ладью с парусом и вёслами называли «ушкуй » . Развалистую печорскую ладью называли «брусянка » . Промышленное строительство лодей на территории России прекращено в начале XVIII века .
Наиболее ранние свидетельства использования в Древней Руси клинкерных дощатых судов ладейного типа прослеживаются с IX века по находкам в Старой Ладоге досок судовой обшивки, железных заклёпок и Т-образной стойки судового навеса (подобные стойки использовались на судах викингов, в частности, на судне из Гокстада). С X века находки ладейных заклёпок широко известны на многих раннегородских и торгово-ремесленных центрах Древней Руси (Новгород, Гнездово, Киев и др.) .
Ладья широко использовалась в Древней Руси . На ладьях лишённые наследства дети князей и их товарищи (варяги) совершали военные походы или просто грабительские набеги на Византию . При преодолении естественных или искусственных препятствий, недоступных для судоходства , ладьи тащились волоком . Древнерусское государство уже в IX веке обладало большим флотом , состоящим минимум из 200 ладей , что доказывается успешным морским походом на Константинополь в 860 , а также походом князей Аскольда и Дира 862 года. Однако флот имел двойное назначение:
Это было возможно благодаря отсутствию на ранних русских кораблях специфических военных приспособлений. Основной тактикой тогдашнего русского флота был абордаж . Один византийский дромон , как правило, захватывался (абордировался) двумя - тремя лодьями. Также использовался приём прохода вдоль борта вражеского корабля с целью поломки его вёсел и лишения хода. В качестве средств борьбы с вражескими кораблями также использовались ручные тараны. В схватках одиночных кораблей ладьи , имевшие меньшие габариты, сворачивали паруса и до сумерек старались держаться со стороны солнца на срезе горизонта. С наступлением сумерек ладьи устремлялись к противнику и заставали врасплох.
В результате феодальной раздробленности, а затем ордынского нашествия , в результате которого Древняя Русь становится вассалом Монгольской империи, даже нерегулярные морские силы у древнерусских княжеств отсутствуют. Единственным возможным исключением была Новгородская земля , имеющая выход к Балтийскому и Белому морям. Для противодействия экспансии шведов, новгородцы строили корабли, участвовавшие в операциях (например, при освобождении новгородско-псковскими войском крепости Орешек в 1349 году). У викингов ладьи были с симметричным носом и кормой длиной до 40 метров и большим числом гребцов-воинов . Использовали ладьи и в Булгарии .
Развитие морской торговли в России, в XIII - XIV веках , привело к модернизации и значительному увеличению размеров судов в: длину до 25 метров, в ширину до 8 метров. Соответственно увеличилась и грузоподъёмность до 200 тонн. Такие суда имели до трёх мачт, с прямым парусным вооружением на первых двух и гафельным на последней мачте, общая площадь парусов была до 500 квадратных метров .
«плывя по ветру, все лодьи опережали нас. Впрочем, согласно своему обещанию Гавриил и его друг часто приспускали свои паруса и поджидали нас»
Также северные (поморские) мореходные трёхмачтовые лодьи могли взять до 20 тонн груза (в начале XVI века - до 300 тонн ), и имели скорость до 13 километров в час . На торговых лодьях поморы ходили торговать в Англию , на Грумант , в Мангазею и в государства Скандинавии .
На вооружении некоторых лодий находились тараны , метательные машины, позднее с одною или двумя пушками , другие брали десант до 60 человек из числа рати .
В морском словаре К. И. Самойлова указывается, что лодья - грузовое парусное палубное судно, имела грузоподъемность 15 - 30 тонн, осадку кормы 1,2 - 2,7 метров (4 - 9 футов).
Вот как представляет себе строительство ладей, в середине XI века, современный писатель:
Принимала на борт от 40 до 60 человек .
Морское и речное парусно-весельное судно славян VI - XIIIвв., затем поморов, приспособленное для дальних плаваний...
Морской словарь
Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона
Этимологический словарь русского языка Крылова
Словарь русского арго
Словарь эпитетов
Орфографический словарь русского языка
Толковый словарь Даля
Толковый словарь Даля
Толковый словарь Ожегова
Толковый словарь Ушакова
Толковый словарь Ефремовой
Толковый словарь Ефремовой
Русский орфографический словарь
В.И. Даль. Пословицы русского народа
Капабланка – человек или ладья? Помню, еще ребенком, шахматные рубрики в русских газетах и свое удивление, почему столько шума вызывают маленькие фигурки, расставленные на квадратных досках. Газеты восхищались игрой блестящих русских гроссмейстеров, рядом с именами
3.2.3 Ладья в Чатуранге Ладья – скорее прагматик, в предельном смысле – хороший политик, поэтому её можно считать не менее мощной фигурой, чем Слон. Внешне (методами) почти неотличим от Слона: так же прямолинеен, целеустремлён, также упорен в достижении своих
Прозрачная ладья На добрую волну Если в том море корабль плывет на Полярную звезду, то попадает в местность, где летом вообще нет ночи, зимой же, напротив, солнце не показывается над головой, а обходит край неба слева направо; дальше расположена местность, где весь год
Солнечная ладья Флиндерс Петри и другие именитые (и не менее эксцентричные) британские археологи, исследовавшие пирамиды в «золотую пору» египетской археологии - XIX и начало XX столетия, - не дожили, к несчастью, до одного из самых значительных открытий, сделанных в
Усебергская ладья Несомненно, Усебергская ладья представляет собой самый потрясающий корабль, сохранившийся и дошедший до нас из далекой эры викингов. Раскопки шли летом 1904 г. неподалеку от фермы Усеберг на западном берегу Осло-Фьорда в округе Вестфолд (Норвегия).Судно
Гокстадская ладья Несмотря на отсутствие замысловатых украшений, свойственных Усебергскому кораблю, Гокстадская ладья с полным правом может претендовать на звание одного из великолепнейших творений корабелов-викингов. Грубая и крепкая - простая, что называется,
Поморская лодья «Интересные изменения претерпела в поморском крае старинная русская лодья, превращенная в чисто морское грузовое судно. Большие лодьи строились длиной до 25 м, шириной до 8 м, грузоподъемностью от 200 т и более. Поморская лодья была палубным судном,
21. Ладья-переносчик Раньше чем продолжать анализ змея, мы должны будем остановиться и включить в наше рассмотрение еще один мотив, получающий в свете приведенных материалов некоторое освещение. Это - мотив героя в бочке, коробке или шлюпке, спущенной на воду. Мотив героя
«Солнечная ладья» Вся история Древнего Египта неразрывно связана с Нилом. Великая река снабжала страну водой, ее разливы покрывали землю плодородным илом, в реке ловили рыбу, а на ее берегах охотились на различных животных и птиц. Также река имела важное транспортное
Ладья Это фигура классом повыше, тяжелая и прямолинейная, с довольно длинным шагом. Люди этого типа обладают пробивной силой, очень устойчивы в своих решениях, это те, про кого говорят «твердолобый». Их трудно свернуть с пути. Если они приняли какое-то решение, то будут
Лодья под звёздами Литература Лодья под звёздами ЖУРНАЛЬНЫЙ РЯД Север отличают суровость и чистота, сдержанность и основательность. Карелия меня встретила солнечным, но крепким морозом, бархатными заснеженными елями и тёплыми улыбками сотрудников «Севера» –
Днестровская ладья Портфель "ЛГ" Днестровская ладья Юбилейные заметки на полях книги Игоря Гамаюнова Борис МАРИАН, КИШИНЁВ Можно ли вместить в трёхсотстраничном романе хронику всей жизни одного человека, то есть целую эпоху длиной в 60 лет? Я не мог в это поверить, пока
Ладья Ладья Александр Проханов Культура отрывок из нового романа "Губернатор" Две недели, как Кирилл Плотников вступил в ополчение и защищал Донбасс. Не было боев, артналетов. Была жизнь в казарме, жесткая постель, грубая пища. Ополченцы дали ему прозвище "Плот", и он
Упражнение IV. «Ладья» В самом названии этого упражнения заложено положение тела. Зоной-мишенью являются большие грудные мышцы, особенно места прикрепления их к грудине. УПРАЖНЕНИЕ IV. «ЛАДЬЯ» Для выполнения этого упражнения необходимо лечь на живот, вытянуть мыски (носки)
Глава 3 Белая ладья – Теперь, братцы, я буду учить вас играть, – сказал Незнайка.– А я и так знаю, как в шахматы играют. Вот так! – закричал Пиноккио и поставил на шахматной доске друг на дружку две черные ладьи, две белые ладьи и белого ферзя.?????– Вот и не так, – сказал